Украинская карта Крыма
Украинская карта Крыма
Posted by

Украинская карта Крыма

 Krym Info начинает новый проект под общим названием «Украинская карта Крыма». Его цель – публикация материалов об известных представителях украинской классической литературы, которые в разное время пребывали на полуострове. Их воспоминания и впечатления о Крыме послужили мотивами или сюжетами произведений. До нашего времени пребывание гениев украинской культуры запечатлено в памятниках, музеях и мемориальных табличках многих крымских городов, хотя немногие могут их назвать.
Проект направлен на восполнение белых пятен в культурном и историческом пространстве полуострова, активизацию диалога культур многонационального Крыма.

Если Иван Котляревский и Григорий Квитка-Основьяненко создали украинскую драматургическую литературу, то Марк Кропивницкий создал украинскую сцену.

Именно он, со всех деятелей украинского театрального искусства, первым проложил дорогу в Крым. Украинский драматург-классик, один из творцов классичеcкого реалиcтического театра, понимал, что драма – это искусство прямого действия и должно звучать со сцены для широких зрительских масс.

КропивницькийСправка: Марк Кропивницкий родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в Херсонской губернии в селе Бежбайраки. В 1856 году окончил Бобринецкое уездное училище. В 1861-71 служил в уездном суде канцеляристом. Закончил Киевскую гимназию; недолго был на историко-филологическом факультете Киевского университета. В 1880 году составил собственную труппу, в которую вошли талантливые артистки и артисты М. К. Заньковецкая, А. П. Затыркевич, М. К. Садовский. Эта труппа высоко подняла уровень украинского театра и нашла восторженный приём в Санкт-Петербурге и Москве.
Впоследствии она распалась на несколько самостоятельных и взаимно враждебных трупп. Сборник драм Кропивницкого – «Дай сердцю волю – заведе в неволю», «Глитай», «Невільник» и «Помирились» – вышел в Киеве в 1882; второе издание (Харьков, 1885) дополнили «Пошились у дурні» и «Лихо не кожному лихо». Позднее вышли «Доки сонце зійде – роса очи виїсть» и водевиль «По ревізії». Этот водевиль, весьма сценичный и живой, пользовался в то время большой известностью. Произведения Кропивницкого отличаются знанием народной жизни, сценичностью и хорошим украинским языком. В 1911 вышло 4-е издание сочинений Кропивницкого: «Збірник творів», из 9 пьес. Всего Марк Кропивницкий написал около 40 пьес.

Роли в театре: «Наталка-Полтавка» И. Котляревского – Пётр; «Шельменко-денщик» Г. Квитка-Основьяненко – Лопуцковский; «Не в свои сани не садись» А. Н. Островского – Бородкин; «Бедность не порок» А. Н. Островского – Митя.

Удивительно, но Крым и Симферополь – прародители Украинского Театра Корифеев. Ведь еще задолго до организации в Елисаветграде первой украинской профессиональной труппы (1882) и основанного в 1883 году в Киеве Украинского реалистического театра, известного под названием Театра Корифеев, один из виднейших его деятелей, отец украинской сцены М.Л. Кропивницкий прибыл в Симферополь и почти весь зимний сезон 1876-1877 гг. играл в труппе Л. Яковлева, которая арендовала Дворянский театр.

Справка: ныне Крымский академический русский драматический театр имени М. Горького – старейший театр полуострова, предположительно основан в 1821 году. В преддверии появления в театре М.Л. Кропивницкого ( 1873 г.), дворянин С. В. Чех взял помещение в аренду у дворянского Депутатского собрания и сделал немалые денежные вложения, которые затем оправдались. Он в течение двух лет вел строительные работы: расширил здание, увеличил его высоту, устроил фойе, помещения уборных, мастерской и конторы. Театр стал не просто эстетическим предприятием, но и коммерческим! За 15 лет его эксплуатации С. В. Чех получил более 40 тысяч рублей прибыли. С 1888 г. театр перешел в ведение Дворянского собрания и был сдан антрепренеру Черкасову. Русский театр в Симферополе стал именоваться Симферопольским дворянским театром. К тому времени он состоял из двух ярусов: на нижнем было 410 мест и 20 лож, на верхнем ярусе – 184 места и 20 лож. Таким он существовал на арендных началах до конца века – как раз время гастролей Корифеев, так же поучавствоваших в привлечении зрителей в театр.

Дворянский  театр,Симферополь

На сцене этого театра Марк Кропивницкий дебютировал в роли Городничего в пьесе «Ревизор» Гоголя. Исполнял он также роли во многих других произведениях известных русских драматургов, в частности, играл ведущие роли в пьесах А. Островского.

С 19-го апреля по 20-е мая 1886 года на сцене Дворянского театра в Симферополе выступает украинская театральная труппа под руководством еще одного яркого представителя Театра Корифеев, драматурга, прозаика, поэта, артиста – М.П. Старицкого. За это время были поставлены «Наталка Полтавка» И.П. Котляревского, «Сватання на Гончарівці» Г.Ф. Квиткы-Основьяненко, «Назар Стодоля», «Невольник» Т.Г. Шевченко в сценариях М.Л. Кропивницкого, «За двома зайцями» М.П. Старицкого и многие другие произведения известных украинских писателей. Пресса очень одобрительно отзывалась об основных спектаклях труппы, отмечая, что они «отличаются дружным ансамблем».

В 1889 году М.Л. Кропивницкий прибывает в Крым со своей труппой, в которую входило много известных тогда артистов: А.П. Затыркевич-Карпинская, Е.П. Зарницкая, Л.П. Линицкая, А.3. Суслов, Ф.А. Левицкий, П.М. Карпенко, И.В. Загорский, О.М. Максимович и др.

Гастроли проходили в Симферопольском Дворянском театре с 26-го октября по 29-е декабря 1889 года. За это время было показано много спектаклей, которые,буквально, очаровали зрителей. Первой стала постановка пьесы «Доки сонце зійде, роса очі виїсть» М.Л. Кропивницкого. «Театр, – писал рецензент газеты «Крымский вестник», – был совершенно полон и артистам оказан очень хороший прием».

Вскоре, после завершения гастролей труппы М.Л. Кропивницкого, в Симферополь прибывает со своим театральным коллективом М.П. Старицкий.

Staricky,СтарицкийПочти весь, зимний сезон 1889-1890 гг. он находится в Симферополе. Традиционно представления проходили в Дворянском театре с 25-го декабря 1889 по 29-е января 1890 года. За этот сравнительно незначительный отрезок времени труппа М.П. Старицкого ознакомила симферопольцев со многими классическими произведениями украинской драматургии, а именно операми «Утоплена», «Різдвяна ніч», либретто М.П. Старицкого, музыка Н.В. Лысенко, комедией «За двома зайцями», драмами «За друга», «Юрій Довбуш», «Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці» М.П. Старицкого, «За Неман іду» В. Александрова. Все спектакли, как сообщала пресса, «прошли с большим успехом и при совершенно полных сборах».

В 1890 году прибывает в Симферополь со своей труппой Панас Карпович  Саксаганский, в трупу которого входил  Иван Тобилевич (Карпенко-Карый).

саксаганскийГазета «Крымский вестник» от 5 июня 1890 года сообщала, «что: «Первое представление (драма «Безталанна») Товарищества малорусских артистов под управлением  Саксаганского, состоявшегося в пятницу, 1-го июня, прошло с успехом. Помимо г. Саксаганского (выступившего на этот раз в драматической роли Гната, г-жи Садовской (Софии) и г. Мовы (Степана), прекрасная игра которых симферопольцам знакома, художественно провели свои роли сам автор пьесы г. Карленко-Карый (Иван, старый человек), г-жа Шевченко (Ганна, вдова)».

Товарищество малорусских артистов под управлением  Саксаганского находилось в Симферополе с 1 по 6 июня. Спектакли проходили в «дворянском театре». За эти дни были показаны симферопольцам, кроме пьесы «Безталанна», комедии И.К. Тобилевича (Карпенка-Карого) «Мартин Буруля», «Сто тисяч», опера С.С. Гулака-Артемовського «Запорожець за Дунаем», в которых знаменитый драматург мастерски исполнял ответственные роли. Рецензент газеты «Крымский вестник» писал: «Господин Карпенко-Карый прекрасный, несомненно, артист».

В летний сезон 1891 года М.Л. Кропивницкий снова прибывает со своей труппой в Симферополь. На сцене уже ставшего родным Дворянского театра украинские артисты успешно ставят пьесы И.П. Котляревского «Наталка Полтавка», М.Л. Кропивницького «Зайдиголова», М.П. Старицкого «За двома зайцями», оперу С. Гулака-Артемовского «Запорожець за Дунаем».

Как видно, конец ХІХ столетия стал настоящим культурным прорывом в Крыму. И это заслужено, так как представители украинского театра в то время были законодателями моды, новаторами в драматургии, поднимая залы в театрах не только России, но и Европы. Таким образом, можем говорить об украинском прорыве и начале культурного диалога на полуострове. В этой связи показательно донесение симферопольского полицеймейстера Таврическому губернатору от 6 февраля 1875 года: «Репертуар театра состоит преимущественно из современных драм и комедий, оригинальных и переводных, изредка даются костюмные пьесы и одноактные оперетки. В труппе находятся несколько талантливых личностей и пьесы разыгрываются весьма удовлетворительно». Но после вступления в труппу актера М.Л. Кропивницкого, «отца украинского театра», уровень постановок значительно возрос, что позволило говорить уже именно о театральном искусстве.

К сожалению, сегодня Крымский академический русский драматический театр имени М. Горького редко вспоминает украинских артистов и драматургов, стоявших у истоков его славы. Нет их имен и на культурной карте Симферополя и Крыма.

Автор:  Геннадий Борисенко

3 comments

  1. Борис

    Действительно, Крым – это не только Пушкин! Думается, можно составлять литературную карту Крыма.

    Reply
  2. Людмила

    Чудовий проект!!! Мені, як філологу-україністу, дуже сподобалась задумка! Цікаво!!! Започаткували добру й потрібну справу! Тож, натхнення й творчої наснаги!!! З нетерпіння чекаю на продовження матеріалу!

    Reply
  3. Сергій Вікарчук

    Теж вважаю – гарною ідеєю – нам Кримським Українцям це потрібно, ми забуваємо про звичайні речі, живемо буденністю. Гарний проект – залюбки і з радістю при можливості чимось допоможу))

    Reply

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

July 2018
M T W T F S S
« Jun    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031